Новость из категории: Европа

Политика непризнания в отношении Крыма и Севастополя: справочная информация

Контекст – почему в ЕС существует политика непризнания?

Европейский Союз не признает и продолжает решительно осуждать это нарушение международного права, которое остается вызовом для международной системы безопасности. Эта позиция основывается на Уставе ООН, где прямо говорится, что территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения; а также на Хельсинкском заключительном акте, в котором подписавшие его страны заявили о своем намерении уважать нерушимость границ и территориальную целостность.

27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций подтвердила свою приверженность суверенитету, политической независимости, единству и территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах, подчеркнув недействительность "референдума" 16 марта, проведенного в Крыму.

Путем заносимого в протокол заседания голосования, при 100 голосах за, 11 – против и 58 – воздержавшихся, Ассамблея приняла резолюцию "Территориальная целостность Украины", которая призывает государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать любое изменение статуса Крыма или черноморского города-порта Севастополь и воздерживаться от любых действий или шагов, которые можно было бы истолковать как признание.

Политика ЕС по непризнанию включает широкий спектр мер. Цель – продемонстрировать, что ЕС не приемлет незаконную аннексию, используя для этого ощутимые меры в дополнение к регулярным политическим и дипломатическим действиям.

Приверженность позиции непризнания аннексии была впервые заявлена на заседании Европейского Совета в марте 2014 года. С тех пор Совет неоднократно подтверждал эту позицию:

https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/en/ec/141749.pdf

http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2015/03/european-council-conclusions-march-2015-en_pdf/

 

Замораживание активов и запрет на выдачу визы

Замораживание активов и запрет на выдачу визы действуют в отношении 150 человек, в то время как 38 юридических лиц подпадают под замораживание активов в странах ЕС. В это число входят лица и организации, ответственные за действия против территориальной целостности Украины, лица, оказывающие поддержку, или получающие выгоды представители российской власти, а также 11 организаций в Крыму и Севастополе, которые были конфискованы или в отношении которых была осуществлена передача прав собственности вопреки украинскому законодательству. Запрет также распространяется на любые платежи, сделанные этим лицам или организациям. В ноябре 2016 года список пополнился шестью депутатами Государственной Думы. Они были избраны от Крыма и Севастополя в ходе выборов в Государственную Думу 18 сентября 2016 года. Еще два депутата Государственной Думы, избранные от Крыма и Севастополя, уже были в этом списке в силу их предыдущей деятельности. В сентябре 2017 года Совет удалил из списка имена четырех умерших людей и заменил три юридических лица названием организации, в которое они объединились. 21 ноября 2017 года ЕС включил в список «губернатора Севастополя».

 

Ограничительные меры для Крыма и Севастополя

В рамках политики непризнания незаконной аннексии Крыма и Севастополя Европейский Союз ввел значительные ограничения на экономические отношения с этой территории. К ним относятся:


Запрет на импорт товаров, произведенных в Крыму или Севастополе, если у них нет украинских сертификатов;
Запрет на инвестиции в Крым. Европейские компании и компании, зарегистрированные в странах ЕС, более не могут приобретать недвижимость или предприятия в Крыму, финансировать крымские компании или оказывать им соответствующие услуги. Кроме того, они не могут вкладывать средства в инфраструктурные проекты в следующих секторах: транспорт, телекоммуникации, энергетика и разведка, освоение и добыча нефти, газа и полезных ископаемых;
Запрет на оказание туристических услуг в Крыму и Севастополе. За исключением экстренных случаев европейские круизные лайнеры не могут заходить в следующие порты Крымского полуострова: Севастополь, Керчь, Ялта, Феодосия, Евпатория, Черноморск и Камыш-Бурун. Это распространяется на все суда, которые принадлежат или находятся под управлением европейских компаний или ходят под флагом какой-либо из стран-членов ЕС.
Помимо этого, европейским операторам – независимо от класса корабля – запрещается совершать любые платежи администрации порта Керчь и администрации порта Севастополь. Это положение является частью ограничительных мер, которые были введены в ответ на действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины.
Товары и технологии для транспортного, телекоммуникационного и энергетического секторов или для разведки месторождений нефти, газа и полезных ископаемых не могут экспортироваться крымским компаниям или для использования в Крыму;
Не должны оказываться техническое содействие, посреднические, строительные или инженерные услуги, связанные с инфраструктурой в указанных секторах.

Для содействия соблюдению этих ограничительных мер и других составляющих политики непризнания была подготовлена информационная памятка для европейских компаний, работающих и/или инвестирующих в Крым и Севастополь.

https://ec.europa.eu/europeaid/staff-working-document-information-note-eu-business-operating-andor-investing-crimeasevastopol_en

 

Рекомендации касательно подачи ходатайств об оформлении "шенгенской" визы

Консульства и посольства стран-членов ЕС в Украине и Российской Федерации придерживаются рекомендаций, касающихся подачи ходатайств об оформлении визы жителями Крыма и Севастополя. В соответствии с этими рекомендациями, принятыми в мае 2014 года, жители Крыма и Севастополя, желающие совершить поездку в страны Шенгенской зоны, должны, по общему правилу, получать визы в консульствах стран Шенгенской зоны, расположенных на территории Украины.

Рекомендации касательно непризнания отдельных категорий российских паспортов

В июне 2016 года Европейская Комиссия и Европейская служба внешних связей, подтверждая, что признание проездных документов является национальной компетенцией, издали рекомендации об общем подходе со стороны стран-членов в отношении российских паспортов, выданных в Крыму. Рекомендуется не признавать два типа документов:


Обычные российские загранпаспорта, которые были выданы российскими административными органами власти, учрежденными в Крыму и Севастополе после незаконной аннексии этих территорий;
Обычные российские внутригражданские паспорта, выданные жителям Крыма и Севастополя российскими административными органами власти в Российской Федерации после незаконной аннексии этих территорий, если данные лица не имели российского гражданства до аннексии.

Если паспорт не признается, то виза, по общему правилу, не может быть выдана владельцу такого документа.

Следует подчеркнуть, что никакого запрета на совершение поездок в отношении жителей Крыма не существует. Все, у кого имеется проездной документ, признаваемый странами-членами, могут свободно обращаться за "шенгенской" визой.

Программы и проекты ЕС

Государственные учреждения Крыма не могут участвовать в программах ЕС, к которым присоединилась Украина, как например: Creative Europe (программа ЕС по поддержке культурного и креативного сектора) и Horizon 2020 (крупнейшая программа ЕС по поддержке исследований и инноваций). Учреждения Крыма не могут участвовать в программе Erasmus+ (программе ЕС в области образования, профессионального обучения, молодежной политики и спорта).

Эти ограничения касаются учреждений, но не людей. Студенты из Крыма, которые обучаются в странах ЕС, по-прежнему имеют право на стипендии в рамках программы совместных магистерских дипломов Erasmus Mundus.

Европейская Комиссия и страны-члены в основном приостановили все проекты в Крыму за исключением нескольких малых проектов и обменов, направленных на развитие контактов между людьми.

Соглашения с Россией

Европейский Союз официально уведомил Россию о том, что он считает, что двусторонние соглашения между ЕС и Российской Федерацией применяются только на территории России, признаваемой международным сообществом, и, следовательно, не применяются на территории Крыма и Севастополя.

Политические заявления

ЕС неоднократно открыто подтверждал свою приверженность политике непризнания:


в заявлении Верховного Представителя ЕС от имении Европейского Союза от 16 марта 2015 года; в заявлениях от 18 марта 2016 года и 18 марта 2017 года по случаю годовщины незаконной аннексии Крыма и Севастополя;
на заседании Европейского Совета 19 марта 2015 года;
на саммите ЕС – Украина 29 апреля 2015 года;

Помимо этого, каждый раз, когда Россия говорит о Крыме и Севастополе, как о части Российской Федерации, на международных форумах, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и ВТО, ЕС в ответ заявляет, чтобы напомнить, что он не признает эту незаконную аннексию.


Maja KOCIJANCIC

Maja KOCIJANCICSpokesperson for Foreign Affairs and Security Policy/European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations+32 (0)2 29 86570+32 (0)498 984 425

Adam KAZNOWSKI

Adam KAZNOWSKIPress Officer for Foreign Affairs and Security Policy+32 (0) 2 29 89359+32 (0)460 768 088

Передает Европейская служба внешних связей

Похожие новости

Комментарии

Информация